Меню

Анализ стихотворения котята михалков

Урок литературного чтения С.Михалков «Котята»


Тема: С. В. Михалков «Котята»

Задачи: – познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. В. Михалкова;

– развивать речь, память, логическое мышление,

интерес к чтению, расширяя опыт самостоятельного чтения;

– совершенствовать навыки выразительного чтения;

– воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Планируемые результаты : читают выразительно; называют знакомые произведения С. В. Михалкова; составляют рассказ о домашних животных.

Личностные результаты : проявляют положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.

УУД Регулятивные : планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные : общеучебные – обобщают результаты наблюдений за живой природой; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные : используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Образовательные ресурсы : портрет С. В. Михалкова, выставка книг, материал к разминке, презентация, фильм о С.В.Михалкове ,проектор.

Источник



Урок литературного чтения С. Михалков ‘Котята’

Тема: С. В. Михалков «Котята»

Задачи: — познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. В. Михалкова;

— развивать речь, память, логическое мышление,

интерес к чтению, расширяя опыт самостоятельного чтения;

— совершенствовать навыки выразительного чтения;

— воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Планируемые результаты: читают выразительно; называют знакомые произведения С. В. Михалкова; составляют рассказ о домашних животных.

Личностные результаты: проявляют положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.

УУД Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — обобщают результаты наблюдений за живой природой; логические — осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Образовательные ресурсы: портрет С. В. Михалкова, выставка книг, материал к разминке, презентация, фильм о С.В.Михалкове ,проектор.

Формы, методы, приёмы

Вид и форма контроля

Организация начала урока

Прозвенел звонок и смолк,

Мы за парты дружно встали

И всем «Здравствуйте!» сказали.

— Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Проявляют готовность начать учебную деятельность

Включение в учебную деятельность

Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка. Начинаем урок с дыхательной гимнастики.

А теперь переходим к артикуляционной гимнастике.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Ре-ре-ре — метём сор во дворе.

Му-му-му- молока кому?

Ко-ко-ко — кошка любит молоко.

2) расшифровать слова

-Что вы знаете об Агнии Львовне Барто? Проведём конкурс на лучшего чтеца. Послушаем стихотворения А.Л.Барто , которые вы выучили или читали дома. Вы все — члены нашего жюри. Слушайте внимательно и определите, кто читал лучше всех. Поблагодарите его хлопками за чтение.

-За то, что ты благодаря своему старанию и терпению научился так красиво читать, ты получишь подарок. А какой — узнаешь, отгадав загадку.

ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ КНИГУ — Э ТОТ ПАМЯТНЫЙ ПОДАРОК, В ГОД РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (4СЛАЙД) НЕВОЗМОЖНО НЕ ЦЕНИТЬ РОЛЬ КНИГИ В НАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕК. КНИГА БЫЛА, ЕСТЬ И ОСТАЁТСЯ НЕИЗМЕННЫМ СПУТНИКОМ ЧЕЛОВЕКА. НЕ СЛУЧАЙНО 2015 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Тренировка речевого аппарата, навыки стихосложения, отгадывают лишние слова, зашифрованные слова, составляют предложения.

Учатся логически мыслить, работать коллективно, оказывают помощь друг другу

Постановка целей и определение темы урока

    Цель: учить самостоятельно определять тему урока

Жизнь и творчество С. В. Михалкова

Цель: краткое знакомство с биографией поэта, с его разносторонним творчеством

Цель: привлечь внимание к творчеству поэта

Фронтальная. Словесный, наглядно-иллюстративный.

-А теперь послушайте моё чтение и угадайте, из каких произведений пришли герои?

-Какая у нас получилась выставка. ЭТО ЕЩЁ РАЗ ПОДТВЕРЖДАЕТ, ЧТО — КНИГА — УМНИЦА И ПРЕЛЕСТЬ, С НАМИ РЯДЫШКОМ ЖИВЁТ.

-Кто объединяет все эти книги? (Автор Сергей Михалков)

-О ком же мы будем говорить сегодня на уроке?

Рассказ о жизни и творчестве С. В. Михалкова

— Сегодня мы познакомимся с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Внимание на экран — познакомимся с биографией поэта. (Фильм)

-Что нового узнали об этом человеке?

— Какие произведения знакомы?

-У вас лежат карточки с заданиями. Поработаем в парах.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит?

— Кто это? (учитель достаёт игрушку-кошку)

— По каким признакам догадались, что это кошка? (на мордочке усы, шерсть полосатая, умывается без воды).

-Кошка — это домашнее животное или дикое?

-У кошки для вас сюрприз. Она хочет вас кое с кем познакомить .

( корзинка с котятами)

-Сколько котят в корзине?

-Как вы думаете, как называется стихотворение С.В.Михалкова, с которым вы сегодня познакомитесь?

Отвечают на вопросы учителя.

Разгадывают загадки. Определяют тему урока.

На поставленные вопросы дают полные ответы

Фронтальный. Наблюдение учителя

4.Работа по теме урока

1)Работа со стихотворением «Котята»

«Азбука 2 часть», стр 106

Цель: совершенствовать навыки чтения, устную речь учащихся

Словесный. Чтение, беседа.

А сейчас сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята»

/Учитель читает отрывок из стихотворения (слайд )/ (8, 9 СЛАЙД)

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

— О ком говорится в этом тексте?

-Что означает слово «гадали»?

-Длинные слова: послушайте, рассказать, родились — можно читать по слогам.

-Прочитаем этот текст вместе хором.

-Какую цель вы перед собой поставите?

— Сколько было котят? Как их звали?

-Хотите узнать, что было дальше? Тогда откройте «Азбуку» на стр.106 .

Прочитайте текст до конца. Отметьте, какие слова не понятны.

— Прочитайте, определите жанр

— Докажите, что это стихотворение?

— О чём автор хочет рассказать ребятам?

— Какова главная мысль произведения?

— Сколько родилось котят?

— Какими они были? Прочитать описание каждого

— Что необычного в кличках котят?

-Что значит Умный? Шумный?

-На какой вопрос отвечают слова: белый —смелый, умный -шумный?

-Какая это часть речи?

— Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент стихотворения она отражает?

Слушают чтение учителя, которое сопровождается слайдами

Доказывают, что это стихотворение (находят

рифму), отвечают на вопросы, выборочно зачитывают отрывки, работают с иллюстрацией.

Воспринять, запомнить услышанное

Высказывают мнения о теме и главной мысли

Выразительное, осмысленное чтение, правильная формулировка ответов на вопросы по содержанию стихотворения

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, чтение.

2)Отработка выразительности чтения

Цель: работа над выразительным чтением.

Словесный, практичес кий.

— Как физминутка сочетается с темой нашего урока?

-Почитайте друг другу в парах выразительно стихотворение

-Какое настроение появляется у всех при чтении стихотворения С. Михалкова? (Весёлое, радостное, счастливое.)

— Упражнения «За диктором»,

«Я начну, а ты продолжи»

-Кошки — загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее других.

Давайте поиграем. Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали это стихотворение.

-ДОГАДАЙТЕСЬ, О КАКОМ КОТЁНКЕ ИДЁТ РЕЧЬ (10 СЛАЙД)

-Я видела, с каким старанием и любовью вы читали это стихотворение. Это позволило мне сделать вывод, что большинству из вас эти животные симпатичны.

Предлагаю вам составить синквейн на тему «Котята». (11 СЛАЙД)

Читают в парах, выбирают лучшего чтеца, подражают выразительному чтению лучшего ученика, следят за чтением других

Дети дополняют текст словами.

Отрабатывают выразительное чтение, внимание, память.

Самоконтроль, фронтальный, индивидуальный.

5.Закрепление знаний и способов действий.

Рассказ о домашних питомцах.

Цель: развивать устную речь учащихся, умение работать в группах, прививать чувство ответственности за приручённых животных.

Групповая. Словесный, практичес кий.

— Расскажите о своих домашних питомцах. Как вы заботитесь о них?

(задание дифференциро ванное: одна группа рассказывает о повадках своих питомцев, другая — об интересном случае из жизни животного, третья — как появился в семье и т д)

Составляют рассказы в группах.

Составление рассказа, соблюдая логику изложения, умение работать в группе, контролиро вать действия партнёров

6. Рефлексивно -оценочный

-Удалось ли нам достичь целей нашего урока?

Я предлагаю следующий алгоритм: (12-16 СЛАЙД)

-У вас на столе лежат котята, и если урок вам понравился, и всё у вас получилось — возьмите котёнка и положите его в белую корзинку, если у вас были какие-то трудности, возьмите котёнка и положите в коричневую корзинку.

— Какие сведения, полученные на уроке, пригодятся вам?

Итак, время нашего урока подходит к концу и ,в заключение, я хочу сказать: (слайд 17) « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ. Когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты до конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их!»

— Жду ваших рисунков с изображением ваших питомцев.

Источник

С.В.Михалков « Котята ». Б. В. Заходер « Два и три ». (С.106-107) Работа с детской книгой.

Познакомить с произведениям С.В.Михалкова и Б.В.Заходера

Просмотр содержимого документа
«С.В.Михалков « Котята ». Б. В. Заходер « Два и три ». (С.106-107) Работа с детской книгой.»

Тема: С.В.Михалков « Котята ». Б. В. Заходер

« Два и три ». (С.106-107) Работа с детской книгой.

— познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова и Б.В.Заходера. Совершенствовать навык чтения, расширять и активизировать словарный запас детей.

-развивать память, воображение и логическое мышление.

— воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, интерес к творчеству С.В. Михалкова и Б.В. Заходера, любовь к книге, к чтению, уважение к труду авторов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты писателей, предметные картинки.

Организация начала урока

2. Работа над новым произведением «Котята» С.В. Михалкова:

Подготовка детей к восприятию.

2.1. Рассказ об авторе с элементами беседы.

— Первый писатель, с которым мы познакомимся — это Сергей Владимирович Михалков.

Сергей Михалков – талантливый поэт и драматург. Родился в 1913 году. История его жизни интересна и полна событий. Он посвятил свою жизнь созданию детских книг. По его стихотворениям были созданы мультфильмы. Также он являлся одним из авторов Гимна СССР и России.

— Откройте свои учебники на странице 106 и прочитайте информацию об авторе.

— Чтобы узнать, о ком мы сегодня с вами будем читать стихотворение, отгадайте загадку:

А с водой не знается ( Котенок)

— Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением, которое называется «Котята»

2.2. Первичное чтение текста и проверка первичного восприятия

2.2.1.чтение текста учителем.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы ответите на вопрос: « Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?»

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый,

Два — котенок самый смелый,

Три — котенок самый умный,

А Четыре — самый шумный.

Пять — похож на Три и Два –

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

— Скажите, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?» ( Радостное, потому то родились котята и им дали смешные имена.)

2.3. Повторное чтение с углубленным анализом.

2.3.1. чтение стихотворения детьми шепотом.

А сейчас вы сами еще раз прочитаете стихотворение шепотом и ответите на вопрос: сколько родилось котят? Как их звали?

Скажите, сколько родилось котят? ( Котят родилось пятеро).

— Как их звали? ( Их звали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять).

2.3.3. чтение стихотворения детьми хором

А теперь, давайте прочитаем стихотворение хором, чтобы ответить на вопрос: Какие были котята?

2.3.4. беседа с показом предметных картинок.

— Скажите, какие были котята? ( Котята были разные)

— Как вы понимаете значение слова «пятнышко»? ( Пятнышко – это оттенок другого цвета на шёрстке котенка)

— Место иной окраски на какой-нибудь поверхности, а также место, запачканное чем-нибудь Пятно на одежде. Лицо пошло пятнами (покрылось красными пятнами от волнения, гнева). Белое пятно (на географической карте: обозначение неисследованной местности; также перен.: о чём-и. неизвестном, неизученном). И на солнце бывают пятна черного цвета ( температура ниже)

— Теперь прочитайте из стихотворения, как звали самого смелого котенка?

( Два – котенок самый смелый)

— А теперь прочитайте, как звали белого котенка? ( Раз – котенок самый смелый)

— А котенок по кличке три, какой он был? (Три – котенок самый умный)

— А что можно сказать про котенка по кличке Пять? (Пять — похож на Три и Два – Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.)

2.4. Выборочное чтение

— Обратите внимание, что возле стихотворения есть картинки. Какую первую картинку вы увидели? ( На первой картинке изображен мальчик)

— А о чем он нам рассказывает, найдите в стихотворении и прочитайте.

— Что вы видите на второй картинке? ( На второй картинке мы видим котят в корзинке)

— Найдите отрывок из стихотворения, который подходит к этой картинке.

— Попробуйте догадаться на что похоже это стихотворение?

— Скажите, что вы делаете перед игрой, чтобы выбрать водящего? ( считаемся)

— Вот и в нашем стихотворении есть счет. Кого мы считаем в нем?

— Поэтому это стихотворение является считалочкой.

— Вы наверное устали, так давайте отдохнём. Встаньте возле своей парты повторяйте все за мной.

Руки, в стороны развел,

Ключик видно, не нашел!

Чтобы, ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

3. Работа над новым произведением «Три и два» Б.В. Заходера»

Подготовка детей к восприятию.

3.1. Рассказ об авторе с элементами беседы.

— Мы переходим к другому писателю, с которым познакомимся! И это Заходер Борис Владимирович!

Борис Владимирович Заходер – русский писатель, переводчик. Он родился в начале прошлого века. Детские годы провел в Москве. Прожил 82 года. Он писал весёлые стихи о детях и для детей.

— Прочитайте информацию об авторе на странице 107.

Для того, чтобы узнать, какое стихотворение автора мы будем изучать, на странице 107 прочитайте его название!

3.2. Первичное чтение текста и проверка первичного восприятия

3.2.1.чтение текса учителем.

— Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы ответите на вопрос: «Кто герои стихотворения?»

Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:

— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!

Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, — закончил сын, —
Как раз и будет ТРИ!

— Вот молодец! — сказал отец. —
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!

— Вы прослушали стихотворение Б.В.Заходера, теперь ответьте на вопрос: Кто герои стихотворения? ( Герои стихотворения – папа и его сын Сережа)

3.3 повторное чтение с углубленным анализом

3.3.1. чтение стихотворения детьми шепотом

Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и скажете: Что вы узнали о героях?

— Скажите, что вы узнали о героях ( у папы и Серёжи произошел спор)

— Какой спор произошел между героями? ( Сережа поспорил с папой, что пирожков на тарелке 3)

— И кто же выиграл спор? Почему? ( Спор выиграл папа, потому что он забрал два пирожка)

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. ( Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. ( Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки )
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! ( Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка ).

3.3.3 чтение детьми вслух.

— Сейчас мы с вами еще раз прочитаем это стихотворение и вы самостоятельно составите к нему вопросы, но читать его мы будем вслух. Кто-то из вас начнет читать стихотворение, я остановлю и кто-то другой продолжит читать.

— Скажите, как вы понимаете значение выражения «Не грех такому мудрецу задрать курносый нос»? ( Не стыдно такому умному похвастаться)

— А что значит курносый нос? ( Курносый нос короткий вздернутый нос)

— Давайте послушаем, какие вопросы к стихотворению вы составили.

3.5. Выборочное чтение

Скажите, кто изображен на картинке возле стихотворения? ( На картинке изображен пап и сын Серёжа)

Давайте найдем в тексте стихотворения слова, которые говорил сын папе.

А сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы ответы будете прочитывать из стихотворения.

— Почему мальчику можно собой гордиться ? (С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!)

— О чем затеял шутливый спор сын с отцом? (Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!

— И чем закончился спор?( — Вот молодец! — сказал отец. —
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!)

— Мы прочитали два произведения и определили, что первое стихотворение – это считалка. Как вы думаете, второе стихотворение похоже на считалку? Почему? ( потому что в нем также используется счет)

Вы очень хорошо поработали! Кто скажет с какими стихотворениями мы сегодня познакомились? ( Мы познакомились со стихотворением С.В. Михалкова «Котята» и Б.В. Заходера «Два и три»).

— Как звали котят в стихотворении? ( Котят звали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять)

-Скажите, кто главные герои стихотворения «Два и Три»?

( Главные герои стихотворения Сережа и его папа)

— Спасибо, ребята, за урок, вы отлично поработали! Урок окончен!

Источник

Читайте также:  Как стричь когти у котенка шотландского вислоухого котенка