Меню

Кот ученый или кот баюн

Кот Баюн

Вам никогда не было любопытно, что за ученый кот, который бродит по цепи у Пушкина? Мне было. Я вообще любитель коллекционировать бессмысленную информацию. Ну а теперь у меня есть вы, которым ее можно бесплатно раздать.

Ученого кота зовут Баюн. Надо сказать, имя очень интересное, говорящее. Это производное, как и от «баять» — рассказывать, так и от «баюкать» — усыплять. Как в той колыбельной – Баю, баюшки, баю.
Баюн это кот. Кот из русских народных сказок. И надо сказать что такое определение по отношению к Баюну очень верно. Фольклеристы обнаруживают упоминания о Баюне именно на территории современной России, Белоруссии и Украины. Например, у поляков или прибалтов Баюна уже нет. С одной стороны, это должно означать что этот персонаж сравнительно молодой. Ну, как максимум лет двести. Это связанно с расселением славян, по идее наиболее древние фольклорные традиции в Чехии, например. Могли бы быть в Берлине или Пруссии, но не случилось.
Однако, прямо перед развалом союза, вроде обнаружился схожий персонаж у балканских славян, что состарило нашего кота на серьезное количество лет. Но работа на эту тему была не закончена, и поэтому не будем предаваться беспочвенным размышлениям, а пока просто примем, что кот Баюн, наряду с Кащеем и Бабой Ягой, очень русский персонаж, как сейчас модно говорить, не имеющий прямых аналогов за рубежом.

Как и всякий сказочный персонаж, без творческого переосмысления, в своем первоначальном виде, он довольно пугающ. И дело даже не в том, что он гораздо крупнее обычного кота, или похож на манула. В общем, когда он поет, вы засыпаете. А когда вы спите, он вас ест. При этом в нем есть прямо-таки арийское двуединство (как у многих индийских богов) – когда он рассказывает сказки, у слушателей исцеляются раны.

В википедии приведен не очень удачный пример, взаимоотношений главного героя русской сказки и кота Баюна:

… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.
«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка.

После этого отрывка становится жалко кота. И совершенно зря. Кот Баюн в сказках, личность своеобразная. Если коротко — этот кот, психопат и убийца, этакий доктор Лектор, со склонностью к играм с жертвой. Но, с другой стороны, кошака можно понять – его постоянно пытаются пленить, и заставить рассказывать сказки, имеющие целебный эффект. Именно поэтому он сидит на цепи, на дубе – в оригинале сказки дуб стоит во дворе Князя (обычно Красно Солнышко). Кот питает распространенную для волшебных созданий страсть к золоту. Поэтому князь и делает ему золотую цепь.

Вообще золото – отдельная тема. Странно что на это редко обращают внимание, но в мировом фольклоре получение золота, как правило, центральный стержень мотивации волшебных персонажей. Причем, я говорю именно о достаточно древних мифах. Начинается все от аннунаков шумеров, то же можно найти в Египте, где золото металл богов, Бог Ветхого Завета требует от израильтян в первую очередь золото и серебро, и буквально обкладывается золотыми кирпичами в Первом Храме. Даже в культурах, где золото ценится сравнительно низко – таких как индейцы южной америки – боги все же требуют в жертву именно его. То же относится и к волшебным созданиям «рангом» пониже – всевозможные тролли в Скандинавии, драконы Европы, кицуне Китая, и прочие Кащеи – все тянут свои лапы и прочие волшебные конечности к золоту.
Будучи котом традиционных взглядов, Баюн также испытывает острые приступы золотой лихорадки. И традиционные слабости тоже – железо лишает его сил, либо нейтрализует действие волшебства. Именно поэтому герой-котоборец (Андрей, Федот или Иван – вариантов много) обязательно надевает железную шапку, чтобы не уснуть, и использует железные рукавицы, или железные клещи для контакта с пушистым чудовищем.
Для сравнения можно привести труд скандинавского фольклориста — «Защита от призраков» (Jón Árnason, 1956–1961, V). В историях о живых мертвецах, часто присутствует клад с золотом или серебром, и ловкий малый, с железными «инструментами» (рукавицы, клещи, цепи) который с помощью этих инструментов противостоит мертвецу. Понятно, что мотив всего этого достаточно древний. Уже кажется очевидным что существовала когда то общеевропейская традиция, что железо спасает от враждебной магии. Но это на уровне предположений конечно. Приложу даже фоточку «тролльского креста» — почти обязательный железный дохристианский амулетик Скандинавии, очень хорошо помогающий от колдовства троллей.

Читайте также:  Мой кот ест мед

Возвращаясь к Баюну – в отличии от Кащея, кот всегда оказывается достаточно ловок, чтобы избежать необратимых последствий. От князя он как правило, бежит, прихватив и цепь. От погони скрывается в чаще. В какой-то степени, кот Баюн воплощение своеобразного «неистребимого зла», которое неистребимо именно потому, что может быть полезно людям и власть имущим. И поэтому, все пытаются использовать Баюна себе во благо, но рано или поздно, Баюну удается вырваться. Конечно, все же полную картину о нем мы вряд ли когда либо узнаем – на Руси христианство пришло сразу с имперскими установками Византии, и поэтому не было монахов, бережно записывающих легенды, как в Ирландии А устная традиция, когда то развитая как в Исландии, целенаправленно подавлялась. Поэтому сейчас у нас только довольно жалкие крохи, от довольно сильной и красивой цельной истории. Оттого, наверно и Пушкин, будучи впечатлен силой и потенциалом такого прекрасного сказочного персонажа, оставил о нем всего шесть строчек. Но разместил его в самом начале сказки. В конце концов, именно Баюн – самый великий сказочник самих русских сказок.
Теперь и ты читатель, заглянул в темную глубину веков, откуда на тебя посмотрели зеленые кошачьи глаза, несущие гибель. Или исцеление, если подойти с умом.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Источник

Кот Баюн

Жил да был большой котище, назывался Кот Баюн —

Кто-то рыщет, кто-то свищет, кто-то честный, кто-то врун,

Ну а он — то враг, то лекарь, то рассказчик, то певец,

То угроза человеку, то почти второй отец.

Кот Баюн, знакомый всем с детства сказочный персонаж, но кем же он был на самом деле? «Идет на лево – песнь заводит, на право – сказку говорит…» — А.С. Пушкин, заимствовал образ ученого кота, из Славянской мифологии, в которой он упоминается вскользь, находится на вторых ролях. И вполне закономерно то, что со временем, его образ несколько исказился, приобрел новые, несвойственные ему черты. Найти его истинный облик, задача не совсем уж и легкая.

Начать стоит, с отношений Славянских народов, к кошачьему племени. С которым у них было связано множество примет, поговорок, пословиц:

— «На мышку – и кошка зверь»;

— «Кот свернулся клубком – к морозу, спит пузом вверх – к теплой погоде, умывается в сторону входной двери – жди гостей»;

— «Жалеть молока – не видать кота»;

— «Кошка лапка мягка – до коготок востер»;

— «Кошка да баба – завсегда в избе, мужик да собака – завсегда во дворе»

Издревле, у всех народов, кошка была спутницей колдунов, чародеев. Мифы приписывают их светящимся в темноте глазам, волшебную силу, а если кошка трехцветная – то она приносит счастье в дом.

Своим появлением на этом свете, кошачье племя, обязано могучему Велесу, который во время своих странствий по Мидгард-земле, остановился переночевать в поле, в стоге сена. В его котомке, вместе с другой нехитрой снедью, был и хлеб. Проснувшись утром, многомудрый бог увидел, что весь его хлеб, сгрызли полевые мыши, а ему оставили одни лишь только крошки. Осерчал тут Велес, и швырнул в мышей свою рукавицу, которая и превратилась в кошку. С тех самых пор и начался кошачий род.

Кот Баюн, обладал волшебным голосом и большими размерами. Он заговаривал проходящих мимо путников сказками и песнями. Его волшебный голос разносился за много верст. А как начинает мурчать, так человека волшебный сон сразу одолевает. Спящий не мог отличить, где явь а где сон, а в это время кот его съедал.

Но есть у кота и другая ипостась, если у кого-то получится подчинить его себе, то его сказы и песни приобретают целебные свойства для слушателя.

В сказе «Пойди туда, не зная куда», автор пишет про Андрея-стрельца, которого во время странствий по тридевятому царству, начала одолевать сон. Тогда надел он на голову три железных колпака, руку – закинул за руку, ногу –а ногой волочил, через силу удержался от того, чтобы не заснуть. Вдруг очутился он возле волшебного столба, на котором сидел Кот Баюн. Кот Баюн тоже заприметил странника, заворчал, зашипел и прыгнул ему на голову.

Первый колпак разорвал, второй колпак – погрыз, и принялся уже было за третий, на Андрей ухватил кота железными клещами, прижал к земле и давай почивать его прутьями. Сначала железным прутом – поломал, потом медным прутом – поломал, оловянным – а тот не ломается, вокруг кота обвивается. Баюн вырывается, сказы сказывает, пытается Андрея усыпить, но стрелец его не слушает. Стало тут коту не в моготу, взмолился он, все что хочешь для тебя сделаю, только отпусти меня. Пойдешь ли ты со мною куда я захочу? Получив утвердительный ответ Андрей перестал бить кота и, они вместе тронулись в путь.

Читайте также:  Коты воители мальчики с именами

По сказу можно судить о том, что Баюн обладал дюжей силой, но при этом не большими размерами, раз спокойно уместился у Андрея на голове.

Само слово Баюн – означает рассказчик, краснобай, производное от глагола баять, то есть говорить. Обитал кот в тридевятом царстве, на железном столбе в дремучем лесу.

В некоторых сказках, Баюн выступает в роли подельника Бабы-Яги , живет вместе с ней в избушке на курьих ножках и помогает творить ей разные злодейства, а в других – главные герои получали задание, найти и изловить волшебного кота, как правило с той целью, что во время его выполнения они погибнут.

История котов в Славянской мифологии, насчитывает не менее пяти тысяч лет, а это гораздо старше, чем история древнеегипетской культуры, и порой понять, кто в тандеме кошка-человек главный, не представляется возможным, ведь их отношения работают в обе стороны.

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

Источник



Кот-Баюн – мудрец или людоед из сказок славян?

Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов.

Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?

Тайна имени Кота-Баюна

В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.

Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.

Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.

Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.

Баюн часто выступает недоброй силой

Где дом Кота-Баюна?

Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги (я думаю, они с Баюном неплохо ладят).

Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь снова хочу обратить внимание на символы.

Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.

В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.

Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.

Встречи героев с Баюном

Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.

Упоминается, что, поселившись во дворце, Баюн стал исцелять старого царя от головной боли, рассказывает ему сказки и всевозможные истории. И здесь невольно вспоминаются строки великого А.С.Пушкина о коте учёном: “Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Ведь это как раз упоминание о Баюне.

В сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” также есть эпизод с участием Кота-Баюна. Оказавшись в тридесятом царстве, Андрей-стрелок ощутил слабость и сонливость. С трудом дошёл он до высокого столба, на котором увидел волшебного кота.

На Андрее было надето целых три колпака, однако это не остановило Баюна. Зверь прыгнул на плечи человеку и принялся разбивать железные колпаки своими могучими лапами. Вовремя спохватился засыпающий стрелок, схватил он железный прут и принялся бить Баюна.

Читайте также:  Почему кот закрывает лапой нос все время

Да только железо быстро сломалось от ударов об огромную спину животного. Тогда Андрей-стрелок достал медный прут, но и его постигла та же участь. На помощь пришёл более гибкий, оловянный прут. Он гнулся, но не ломался. Наконец взмолился Кот-Баюн пощадить его. По требованию своего победителя зверь пошёл с ним и стал верным помощником.

Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.

Одолеть Кота-Баюна удавалось немногим

Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.

Источник

Кот Баюн: умный альтруистичный людоед из русских сказок

Антропоморфное изображение животных в сказках и художественных произведениях встречается гораздо чаще, чем натуралистическое. Автор, будь он сам народ или литератор, видит в отождествлении зверей с людьми особый смысл: через характеры животных отображаются недостатки и слабые стороны человеческой натуры или подчеркиваются благородные черты. Двоякой сущностью обладает Кот Баюн — фольклорный персонаж, придуманный людьми, как считается, еще 17 веков назад. Он старше прирученных египетских кошек и куда опаснее.

По страницам русских сказок путешествует кот Баюн – существо непростое, находящееся на границе миров. Он бает, то есть рассказывает увлекательные истории. Кот обладает влиятельным даром слагать разумные рассказы и вести завораживающие красотой речи. Баюн – сокровищница знаний веков. Славянский фольклор отсылает происхождение персонажа к временам, когда Руси не было и в помине. Чаще всего в сюжетах Баюн изображается сидящим на высоком столбе и оттуда своим чарующим голосом будоражит сердца и умы людей и животных. Путников, слабее себя физически и психологически неустойчивых, кот может убить одними песнями, намурлыкав им смертельный сон.

Размеры персонажа угадать сложно: в сказках то подчеркивается гигантизм героя и говорится, что Баюн – людоед и большой животной силой обладает, да такой, что человеку с ним справиться невмоготу; то величина животного сжимается до клетки, которую способен нести мужчина. После ожесточенных схваток удалось изловить кота Ивану-Царевичу и Андрею-стрелку. Попадая в руки победителя, Баюн не пытается более усыпить и затуманить им рассудок сказками про попов, их дочерей да про дьяков. Он, не считающийся ни с кем никогда и никому не подчиняющийся, способен принять поражение с достоинством. Благопристойно себя ведет персонаж в сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», выполняя волю Андрея-стрелка и будто соблюдая своеобразный «кодекс чести». Невзирая на людоедские наклонности, Баюн готов помогать человеку, когда тот в беде, и проявлять милосердие. Например, так произошло в сказке про Василису Прекрасную, сумевшую на мгновение «приручить» зверя, накормив его повкуснее. И это не в пример Бабе-Яге, у которой Баюн проживал, согласно фольклорному сюжету, и косточки ни разу не получил из рук ведьмы. Кот в благодарность за ласку помог девушке убежать от старухи, отлично осознавая, что гнев Яги упадет на него.

Кроме того, положительной чертой кота можно считать то, что при желании он излечивает живых существ от болезней и недугов своими сказками. Покоряясь воле храбрых молодцов, сумевших его побороть, Баюн готов лечить людей и дарить им счастье жить.

Как считают исследователи, образ Баюна использовал в части «Посвящение» поэмы «Руслан и Людмила» Александр Пушкин, рисуя характер кота ученого:

В славянском фольклоре говорится, что Баюн перемещается по железному столбу вверх и вниз, что сродни выдумке русского классика. А интеллектуальность кота ученого вторит магическому разуму и богатству речевой выразительности Баюна. Обоих персонажей связывает одно обстоятельство: они живут в лесном массиве, рядом с посредником между мирами живых и мертвых Бабой-Ягой, а обстоятельства происходящего в рамках сюжетов всегда завязаны на тайне и вопросе жизни и смерти. Так, для Баюна из русских сказок погибель – это естественное событие, дело удачи и находчивости, ума и изворотливости. Являясь персонажем с противоречивыми чертами, сидящий на железном столбе с горящими глазами кот выступает зеркалом реальности и опасности: кто наивен и неумен, тот не сможет преодолеть трудности в пути.

Сказочный кот появлялся в фольклоре не часто, встретить его можно в народных произведениях «Василиса прекрасная» и «Баба Яга и кот Баюн». Сегодня персонаж перешел в искусство современности, оказавшись в мультфильме «Ивашка из дворца пионеров» и многих текстах авторов нашего времени, например, «Первая сказка кота Баюна, или Колесница Фрейи» Дмитрия Гаврилова, «Кот Баюн» Светланы Редчиной, «Сказка о коте Баюне» Александра Мычко.

Если Вы ищите всё самое интересное о Ваших питомцах — подписывайтесь на наш канал!

Источник