Меню

Поклонение котам как называется

Кошка в религиях мира

Как известно, еще со времен древнего Египта кошки были постоянными участниками человеческой жизни. При этом развитие культа поклонения различным божествам повлекло за собой не самое однозначное отношение к кошкам.

Многообразие их цветов, не всегда понятные человеку повадки и таинственный взгляд сделали так, что кошки стали частью тогдашней религиозной культуры. Наряду с некоторыми другими животными, кошки стали постоянными обитателями храмов, а люди им поклонялись не меньше, чем любому другому божеству из своих верований.

Даже в современном Христианстве наблюдается некоторое поклонение котам. Конечно, уже не как божеству, но как помощнику. Например, на Кипре есть храм, в котором живут кошки. Их полностью обеспечивают всем необходимым в благодарность за то, что когда-то они спасли храм от нашествия змей.

Кошки в различных религиях мира

В Библии же эти животные упоминаются всего лишь вскользь, как обычные домашние питомцы, что не формирует к ним какого-то определенного отношения. Между тем, ранние христиане почитали кошек не меньше, чем жители древнего Египта. Но это случилось из-за того, что раннее христианство вобрало в себя многие черты язычества.

Отдельного внимания удостоены коты в Исламе. Эта религия преподносит их как пример для подражания в силу грациозности, гордости и ловкости. К тому же, еще в древнем Исламе люди верили, что к человеку может быть приставлен помощник и защитник, который может обретать вид животного, в том числе и кошки. Не слабым толчком к почитанию этого животного была и любовь к нему пророка Мухаммеда. Как известно из приданий, он даже во время своих проповедей предпочитал держать на руке питомца белого цвета.

Особое отношение к кошкам и в индуизме. Поскольку религия предполагает поклонение нескольким божествам, то в ней нашлось место и этим зверям. Например, кошку часто называли спутницей одного из обликов богини Дэви, которая по традиции использовала её в качестве ездового животного. Немало упоминаний о котах есть и в иудаизме.

Не смотря на то, что в Торе упоминания о кошках нет, оно есть в Талмуде. При этом отношение к ним описывается разное. В одном месте животное упоминается как домашнее животное, в другом его называют опасным для новорожденных детей хищником. Третье упоминание гласит, что если бы не было Торы, то иудеям пришлось бы учиться чистоплотности у кошек.

Источник



Поклонение котам как называется

Вероятно, самым известным из трех военных орденов, основанных в XII веке[23] для защиты Иерусалима, является орден тамплиеров. История его феноменального роста, как по количеству членов, так и по богатству и власти, сделавшего орден более чем на два века одной из самых влиятельных сил в формирующейся европейской политике, драматично завершилась еще более внезапным падением и уничтожением во времена правления Филиппа Красивого во Франции.

Этот король, чтобы удовлетворить свое личное недовольство против некоторых знаменитых тамплиеров, начал жестокое преследование всего ордена, обвиняя его в ереси и невероятных преступлениях. 13 октября 1307 года по его повелению были арестованы все французские члены ордена и подвергнуты пыткам и мучениям, чтобы вырвать у них признание своей виновности.

Незадолго до этого Филипп говорил о своей особой любви к ордену, который он вознамерился разрушить, а странные слухи о тайных ритуалах, совершаемых его членами на полуночных собраниях, позволили ему применить к нему юридические меры.

Против ордена было выдвинуто два обвинения. Во-первых, отрицание Бога и Христа, содержавшееся в статьях с I по XIII, и, во-вторых, поклонение дьяволу и практика колдовства. Утверждалось, что сам Сатана председательствовал на тайных ночных собраниях тамплиеров и представал перед участниками в виде черного кота или в облике отвратительного монстра на четырех ногах, а также что на таких собраниях приносились в жертву дети и молодые девушки, чтобы умилостивить этого злодея.

Без всяких доказательств вины тамплиеров в подобных ужасных злодеяниях они были объявлены отныне и навсегда врагами Бога. Их христианское вероисповедание было признано простой маской, скрывающей богохульные ритуалы и непристойные оргии. Подозрения короля были подтверждены признаниями, вырванными под пытками. Из всех тамплиеров, допрошенных инквизиторами в Париже между 19 октября и 24 ноября 1307 года, едва ли найдется хоть один, кто отказался признать, что на церемонии принятия в орден распятие подвергалось оскорблению, и многие признались в других ужасных преступлениях, даже в самых отвратительных, например osculum infame[24], как говорили, этого требовали старшие члены от младших.

Хотя современные исследования подтвердили, что чудовищные обвинения, выдвинутые против тамплиеров, были ложными, а признания у них были получены под пытками и, следовательно, не имеют доказательной силы, представляется совершенно ясным, что тамплиеры исповедовали тайную религию, включавшую в себя еретические учения богомилов, близко связанных с люциферианцами или сатанистами. «Богомилы» по-словенски значит «друзья Бога». Эта секта верила в Верховное Божество, чей старший сын был Сатанаил, которому поклонялись евреи под именем Иеговы и который создал мир после того, как восстал против своего отца. Его младший сын Иисус стал человеком, чтобы противодействовать злобной работе своего брата. Богомилы не прикладывались к кресту, потому что видели в нем инструмент причинения страданий Христу. Но люциферианцы поклонялись старшему сыну Бога, который имел власть над богатством и счастьем мира. Считалось, что они поклонялись черному коту как символу Сатаны, когда отправляли свои таинства и приносили в жертву детей во время ночных оргий, а кровь жертв использовали для приготовления евхаристического хлеба для своего ордена.

Читайте также:  Что делать если мой кот вырывает желчью

Месье Луазелье считает, что тамплиеры заимствовали у богомилов их веру в Верховное Божество, а у сатанистов их поклонение богу этого мира. В поддержку этой теории он приводит много примечательных совпадений, вербальных и иных, между верой этих сект и верой тамплиеров. Элифас Леви также обвиняет тамплиеров в отправлении оккультных практик люциферианцев и даже в том, что они были «посвящены в мистическое учение Каббалы».

Естественно, знакомство ордена с Востоком привело к контактам со многими религиозными прозрениями и идеями, которые в тот период были совершенно незнакомы европейской мысли, хотя потеря Константинополя и иммиграция множества восточных беженцев после этого ознакомили с этими идеями и западные умы. Было заявлено, что возрождение знания, изучение греческого языка и подъем свободной мысли, начавшиеся с этого момента, привели к тому, что восточные знания и мистицизм проникли в Европу. Тамплиеры, вероятно, предчувствовали некоторые из этих результатов, потому что длительное пребывание ордена в Палестине и приобретенные там ими широкие познания потрясли ограниченных домоседов-клерикалов.

Историки определили тождественность многих любопытных символов, вырезанных в храмах тамплиеров, со знаками, используемыми древними гностическими сектами, и пришли к выводу, что их учения и практики были схожи. Это подтверждается тем фактом, что, хотя преследование тамплиеров проводилось их религиозными противниками так грубо, они не смогли уничтожить ни их учения, ни ритуалов, ни церемоний. Какой-то период все это бездействовало, но в XIV веке началось их возрождение и продолжалось и в XV веке с образованием общества розенкрейцеров в Германии.

Как и тамплиеры, гностическая секта манихейцев была осуждена их преследователями за многие ужасные и невероятные преступления. Говорили, что они поклоняются дьяволу в облике черного кота. Они были последователями Мани или Маниса, персиянина, родившегося в Вавилоне примерно в 216 году н. э., который, как считается, освоил все премудрости магии и был врачом, астрономом, художником, философом и поэтом. Его учение, однако, предположительно, почерпнуто из книг, унаследованных им и написанных сарацинским последователем Эмпедокла по имени Скинтианус (Скиф), толковавшим мудрость Египта. Взгляды, которые Мани провозгласил еще примерно в 242 году, объединили это учение с идеями, заимствованными из буддизма, зороастризма, иудаизма и христианства и, естественно, его собственными. Его фундаментальным принципом был дуализм. Он верил в то, что Иегова был подчиненным демиургическим служителем Аримана, основной первопричины зла. Человеческая раса, следовательно, происходит от Сатаны, и сила тьмы, будучи равной силе света, должна быть умиротворена. Христос или Митра, дух Жизни, равный Солнцу по своей силе и Луне по своей мудрости, и те, кто признает его, должны отвергнуть Иегову. Небесные сферы были видимыми символами бога Ормузда или первоосновой добра, и, благодаря тому что манихейское учение дошло до нас в искаженном виде, его враги воспользовались этим. Кажется возможным, что кошка почиталась этой сектой потому, что ее ассоциировали с Солнцем и Луной, символизировавшими Христа или Митру. Поэтому нужно признать, что дуализм этой веры вызывал подозрения по адресу ее сторонников со стороны обвинителей. Как и тамплиеры, манихейцы были обвинены в невыразимых мерзостях в связи с их тайными ритуалами. Говорили, что они собираются по особым дням в назначенном доме, каждый имеет в руках по фонарю, и поют имена различных демонов, словно песнопения во время молебна, до тех пор, пока дьявол внезапно не появится среди них в образе кота или другого животного. Это служило сигналом потушить свет и начать сексуальные оргии. Далее говорилось, что, когда у члена секты рождался ребенок, на восьмой день они собирались вокруг костра и убивали младенца. Затем его труп сжигали и пепел в дальнейшем использовали для общинной службы. Церемониальное лишение девственности девушек нежного возраста в присутствии «совершенных» (то есть полностью инициированных) также было частью ритуала. Более сочувственные отзывы описывают гимны манихейцев как обращения к существам, чьи имена напоминают о функциях и атрибутах ангелов.

Но все же мы едва ли можем удивляться тому, что эту секту неустанно преследовала римская церковь и что, следуя обычной практике бороться с Сатаной его же методами, она сожгла многих ее членов заживо. Говорят, что и сам Мани был распят в 276–277 годах или, по другому свидетельству, с него была заживо содрана кожа, а его труп был брошен собакам. Но, несмотря на это ожесточенное противодействие, вера манихейцев распространялась с поразительной быстротой и породила множество подсект. В какой-то период ею был увлечен и даже проповедовал ее великий Августин. Она процветала в Европе в течение тысячи лет и все еще, как утверждают, существует в Азии.

По мнению Монтегю Саммерса, с начала XI века слова «манихей» и «колдун» считались римской церковью синонимами. Он рассказывает, как в 1022 году большое количество манихейцев были сожжены заживо по приказу Роберта I после суда синода в Орлеане, и добавляет: «Современники явно идентифицировали их с ведьмами, поклонниками демона, который являлся им в виде животного».

Кошка, помещенная на капители во французской церкви в Кентербери.

Точно так же обвинения были выдвинуты против вальденсов манихейской секты, которая была основана в XI веке в Лионе. По мнению тех же специалистов, название секты произошло от имени одного из основателей, Питера Вальдо, но другие считали, что оно было извращением прованского слова Vaudes (Вод), что значит «колдун». Секта использовала множество разных темных практик, иногда суды XIV века обвиняли его таким образом: «ш aliquibus aliis partibus apparet eis daemon sub specie et figura cati, quem sub cauda sigillatim osculantur.» (Дьявол появлялся перед ними в образе и шкуре кота, и они целовали его в зад.).

Читайте также:  Кот пьет молоко собаки

Родственная секта, известная как альбигойская, возникла примерно в то же время, что и вальденсы, и называлась так по городу Альби. Римская церковь была сильно озадачена распространением этих еретических учений, а убийство папских делегатов позволило ей найти оправдания своим чрезвычайным мерам мести. Папа Иннокентий III (1198–1208.) провозгласил начало Крестового похода против обеих сект, результатом которого стала жестокая резня десятков тысяч мужчин, женщин и детей. Несколько вальденсов выжило в этом холокосте и убежало в недоступные долины Пьемонта, где, несмотря на жестокое преследование, которое даже здесь достигало их, им удалось сохранить свою церковь до времен Реформации; но альбигойцы были истреблены медленно и тайно действующей сильной рукой инквизиции. Ужасный рассказ Лежера, описывающий пьемонтскую резню, заставляет кровь стынуть в жилах. Детей вырывали из рук матерей и рвали пополам или им разбивали голову о скалы. С некоторых сдирали кожу заживо, других заживо сжигали, третьим вспарывали животы; или их привязывали к деревьям в собственном саду и вырывали сердце. Некоторые были изуверски искалечены, и их разрубленные останки были разбросаны по дорогам, чтобы их растащили дикие звери, тогда как у других вытаскивали мозг, который варили и ели эти дьяволы в человеческом виде. Некоторых бросали в борозды на их же собственных полях и запахивали в землю. Других хоронили заживо. Отцов уводили на смерть с головами детей, подвешенными к их шеям. Против них были совершены такие преступления, которые вызывают настоящий ужас. «У меня дрожали руки, — говорит Лежер, — я едва удерживал перо, и мои слезы смешивались с чернилами. Я описывал поступки этих детей тьмы, бывших даже чернее самого принца тьмы».

Поэт Вордсворт с симпатией отнесся к этим героическим жертвам христианской нетерпимости:

И в примечаниях он объясняет, что к ним применялся термин «патаринианцы» или «патуринцы», от «пати» — «страдать».

Был ли Вордсворт прав или нет в такой идентификации вальденсов с патаринианцами или патуринцами (появившимися в Милане и процветавшими в XI веке), к обеим сектам были применены те же меры уничтожения, что и к тамплиерам. Патуринцев обвинили в отправлении полуночных ритуалов, напоминавших шабаш ведьм, в которых важную роль играли кошки и козы. Судя по описанию одного такого сборища, участники пели гимны в своем логове позора до первых петухов. Затем в толпу пускали черную кошку. Ее появление служило сигналом для того, чтобы потушить свет, и затем следовали раскрепощенные ритуалы, похожие на манихейские и их последователей вальденсов.

Мистер Черчворд указывал, что изучение мистических ритуалов прошлого открыло, что «друиды, гимнософисты Индии, маги Персии и халдеи Ассирии имели одни и те же религиозные ритуалы и церемонии, отправляемые их жрецами, инициированными в орден, и что все они торжественно клялись держать свои учения в глубокой тайне от всего остального человечества. Все они проистекали из одного источника — Египта». «Возможно, что тайные обряды масонов берут свое начало в религиозных ритуалах в честь египетской Исиды», — говорит Хилсоп. Мы можем вспомнить, что богиня Баст сидит в виде кошки на систре Исиды и, следовательно, проливает новый свет на поклонение кошке как обычной практике этих тайных сект. Я рассмотрел эту тему более полно в главе «Дева и кошка».

Мы обратили внимание на все эти религиозные ритуалы только потому, что в них важное внимание уделялось символу кошки, остальное не представляет для нас большого интереса. В то же время современные авторы (например, Неста Вебстер и Монтегю Саммерс), которые изучают тайные секты и общества, говорят, что «эти удивительные культы, эти странные извращенные ритуалы, которые мы ассоциируем с темными веками, окружают нас и сегодня; иллюминизм, каббализм и даже сатанизм — все еще реальность».

Источник

Кошки и религия

Кошки и религия всегда имели неоднозначные взаимоотношения, которые зависели и от самих кошек и их поведения, и от, зачастую, не слишком понятных догм и заповедей. Сегодня, когда число религиозных людей и практикующих верующих всех конфессий растет, мы задались целью прояснить отношение различных религий к кошкам.

Кошки и религия: иуадаизм

В Торе кошка не упоминается, по-видимому, евреи-кочевники не нуждались в услугах хранителя амбаров, но также они считали кошку символом идолопоклонства из-за почестей, которые ей оказывались в соседнем Египте. В Талмуде коты ловят змей и называются образцом скромности, хотя в тоже время говорится, что они могут быть опасны для детей (приводится случай, когда кошка откусила ребенку руку).

В целом, евреям не возбраняется держать кошку дома (в отличие от собаки), за кошкой нужно ухаживать, ее нужно лечить и хорошо кормить. Запрещается жестокое обращение с кошками и их кастрация, однако не возбраняется применять к животному незначительную физическую силу, если оно слишком настойчиво мешает человеку. И главное – любовь к кошке не должна быть сильнее любви к людям, помощь человеку должна быть первична.

Читайте также:  Кот ходит кругами причины

Только ультраортодоксальные иудеи (харедим) считают домашних животных уделом гоев, а потому легко могут забить камнями кошку или собаку, если те попадутся им на глаза.

Кошки и религия: христианство

В раннем христианстве к кошкам было исключительно позитивное отношение. Бытовала легенда, что младенец Иисус мерз в яслях, и кошка пришла к нему, чтобы согреть своим телом. В благодарность за помощь дева Мария погладила животное по лбу, оставив свой знак – букву «М». А согласно другому мифу, только кошке Бог позволил запомнить обратную дорогу в Рай, после того, как из него изгнали Адама и Еву.

Но в Средневековье отношение к котам резко изменилось, правда, только у католиков. Кошек обвинили в сотрудничестве с дьяволом и ведьмами, они стали символом колдовства, похоти, греховности, ереси и даже воровства. В Германии кошек сжигали на кострах, во Фландрии – скидывали с башен, во Франции – забивали насмерть. Считается, что инквизиция истребила до 90% всех европейских котов. Такое странное отношение к охотникам на мышей и крыс привело к стремительному распространению чумы и к почти полному вымиранию Европы. В итоге, католицизм реабилитировал кошек и теперь относится к ним положительно.

В православии кошки никогда не подвергались гонениям и всегда считались чистыми животными. Кошка может жить дома и даже в храме, только нельзя пускать ее в красный угол и в алтарь соответственно.

Копты же вообще полагают, что кошки принимают участие в загробном суде над праведниками и грешниками. Вероятно, такое поверье – отголоски египетского поклонения кошкам.

Только у некоторых протестантов сохраняется негативное отношение к усатым-полосатым. Причем, если католики особенно не любили черных кошек, то пуританам не угодили – белые. Белые кошки у скандинавских и англо-американских протестантов считаются пособницами в супружеской неверности и разврате. Скорее всего, причиной тому кельтское поверье о богине Каридвен, которой служили белые коты.

И конечно, у кошек есть святые покровители. В православии о кошках заботится Святой Власий, в то же время ветеринарам следует молиться Святым Фролу и Лавру. Католики же благословляют питомцев на день Святого Франциска Ассизского, по преданию кошка спасла его от чумной крысы, а покровительницей кошек называют Святую Гертруду Нивельскую, которой надо молиться об избавлении от мышей.

Если подвести итог, то христианин, вне зависимости от конфессии, можно быть владельцем кошки. Только не стоит забывать, что животные, хоть и божьи твари, но твари, созданные для людей, чтобы удовлетворять их нужды, а потому неправильно делать из любви к кошкам культ.

Кошки и религия: ислам

В исламе кошка – самый главный зверь, почти священный. Кошке мусульманина можно все, и, разумеется, ей открыт вход и в мечеть, и в дом. Причины такого отношения к котам в исламе просты – сам Пророк ценил и обожал этих животных.

У Мохаммеда была белая разноглазая кошка по имени Муиза. Согласно хадисам, когда Муиза заснула на рукаве хозяйского кафтана, а Пророку надо было срочно уходить, он не согнал питомицу, а отрезал рукав, чтобы не будить жвотное. Также Мохаммед мог пить воду, которую лакала кошка, и считал эту жидкость пригодной для омовений перед молитвой.

Известно и то, что у Пророка был друг и сподвижник Абу Хурайра (отец кошек), и котенок, которого он воспитал, однажды спас Мохаммеда от змеи. В благодарность пророк оставил на лбу у кошки букву «М» и погладил по спинке, научив всегда падать на четыре лапы.

Кошки и религия: буддизм

Изначально кошка не входила в круг животных, подлежащих защите в буддизме. Дело в том, что она то ли не удосужилась прийти к смертному одру Будды, то ли пришла, но съела там крысу, лизавшую благовония, и таким образом нарушила запрет на войну между зверями.

Но со временем буддийские монахи подметили у кошек склонность к медитации и оценили их талант в ловле мышей, а потому рассудили, что в каждом живом существе есть Будда, и кошка тоже может обрести нирвану.

Только вот держать дома животных, ограничивая их свободу, настоящий буддист не должен. Кошек можно только прикармливать и лечить, не более того.

Кошки и религия: зороастризм

В первой в мире монотеистической религии, зороастризме все животные делились на чистых и нечистых. К чистым относились, например, собаки и ежи, а к нечистым – змеи, насекомые и, увы, кошки. Считалось, что кошек, как и прочих нечистых животных создал злой дух – Ахриман, и эти животные составляют его армию, а потому их убийство помогает борьбе добра со злом. Так что, зороастрийцам нельзя держать в доме кошку, нельзя использовать посуду или пищу, к которой она прикасалась.

Кошки и религия, как видите, весьма совместимые вещи, если вы, конечно, не харедим или зороастриец, но в этом случае вы вряд ли бы зашли на наш сайт.

Источник