Меню

Если назвать кота васей

Если назвать кота васей

Почему кота Ваську зовут Васькой.

На Руси самыми распространёнными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычет много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией. До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.

Собака — друг, а кошка — кто?

За тысячелетия жизни рядом с человеком собака приобрела почётный титул друга. А вот кошку почему-то в этот ранг человек никак не хотел возвести, хотя польза от неё в хозяйстве была немалая. Причина тут одна — кошку не только любили, но и боялись, так как предполагали, что она связано с волшебным потусторонним миром. Мифологическая причастность кошки к тайным силам подземного мира была известна даже до того, как на мяукающих зверьков обрушился гнев средневековой церкви, обвинившей кошек в связи с ведьмами.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и каверзу какую или даже смертный конец ускорить.

Особая мистика окружала строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новосёлов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечёт, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот. Кстати, связь кошки с пожаром, огнем существует и в мифологии германских народов.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Даже тёмные грозовые тучи германцы зовут кошачьим именем (bullerkater). Вообще чёрной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чёртом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке никогда не было.

По материалам группы «Дети Земли Русской»

Из серии «Северная Сказка»: «Игры, в которые играют Боги».

СКАЗКА О ТОМ, КАК РОД СОТВОРИЛ КОШКУ.

Летние вечера у нас на севере долгие. Время позднее, а на дворе светло, воробьи суетятся, а за ними внимательно присматривают кошки, удобно расположившись на дощатом заборе.
Наша компания уже собралась чаевничать вокруг шипящего и брызгающего паром самовара. Кружки наполнились душистым чаем, оставалось решить, как пить — вприкуску или в накладку.
Вдруг Славка, мельком глянув на кошек, вслух удивился:
— А это чья? У нас в деревне такой нету!
— Ты что, всех кошек знаешь? — усмехнулся дед Матвей.
— Да, всех. И кошек и собак, — твердо ответил Славка. — Эта — чужая!
— Значит, прелагатай явился.
— Дед, а ну-ка поясни! Что ешё за прелагатай, — взвился любознательный дедов любимец.
— А это, Славка, древнее слово, от прадедов к нам пришло, а означает оно разведчик и посланец богов.
— Дед, ты что-то не того… Кошка — посланец богов! — засомневался Славка.
— Много ты знаешь, — обиделся дед.
— Так расскажи!
И непонятно было, кому интереснее — Славке послушать, или деду рассказать. Да и мы дружно поддержали парнишку. Дед дал себя поуговаривать, но вот, наконец, прозвучали волшебные слова:

Читайте также:  Кота рвет желчью 3 дня

— А дело было так:

Когда Род, Творец Всего Сущего, создал богов, сотворил и обустроил Землю с помощью своего старшего сына, Сварога, то решил отойти в сторонку, чтобы отдохнуть.

Род собрал вместе своих детей и внуков, объявил о своём решении и назначил своим заместителем Сварога. Так Сварог стал называться Небесным Отцом, а его супруга Лада — Небесной Матерью.

Были и другие распоряжения. Творец дал советы, как следить за порядком и как продолжать обустраивать Землю, заботиться о людях и во всем помогать им.

«Ну, что же, — подумал Род, — вроде бы все сказал, все объяснил, все правила огласил. Дети должны жить самостоятельно!»

Род уже поднялся, собираясь удалиться в свои хоромы, где он предполагал предаваться безделью, но вспомнил, что забыл сказать ещё об одном правиле — узнавать, что думают о новых правилах те, кого они касаются.

Правда, Род не очень-то верил, что услышит что-нибудь дельное, но, на всякий случай, вернулся к своему креслу и спросил:

— Может будут какие-то пожелания, может что-то не ясно, не понятно?

Все молчали, переглядывались, но ничего никому в голову не приходило. Творец Всего Сущего, уже предвкушавший блаженный отдых, очень обрадовался этому молчанию и с легкой душой повернулся к двери. В это время Макошь, Богиня Мудрости и Магии, негромко спросила:

— Мне вот что непонятно. Ты же сказал, что мы должны следить за порядком, помогать людям.

— Да, сказал, — резко прервал её Род, в душе ругнувшись на себя, что нарушил ещё одно правило — не возвращаться, а то пути не будет. — Дело-то в чем?

— А как мы будем узнавать, где и что происходит, передавать друг другу известия, узнавать, что у людей происходит? — не смутилась от резкого тона Творца Макошь. — Мы же друг другу не всегда можем известие передать, образы мутные получаются, часто понимаем их по-разному. Я вот, давеча, предупредила Ладу, Небесную Мать, чтобы она за дочкой присматривала. А как Лада это поняла, говорить не хочется…

Лада весело рассмеялась:

— Да уж, Макошь, ты права. И поняла я не так, и сделала не так, а что получилось, уж лучше помолчать.

Макошь тоже рассмеялась и продолжила:

— Сварог, так тот, после этого случая стал птицу Алконост с приказом присылать, а она пока облетит всех…

Боги задумались. Они что-то слышали о скандале с дочкой Лады и Сварога, дело было деликатное, много об этом не распространялись. Но Макошь права: все получилось из-за неправильно понятого предупреждения.

Род не любил, когда его перебивали, особенно так легкомысленно, лишь бы спросить. Все умолкли, машинально продолжая поглаживать зверьков, уютно устроившихся на коленях. Комната наполнилась негромким урчанием кошек, и незаметно все Боги ощутили чувство полного единения и согласия. Род и Сварог переглянулись. Велес перехватил этот обмен взглядами.

— Да, инструмент что надо! — подтвердил он. — Хорошо сработано, Род!

Тот довольно улыбнулся:

— Все, ребята! Пора мне на покой! — и ушёл, не оглядываясь.

Вот так — по воле Рода— Творца, по желанию Макошь, Богини Судьбы, были, созданы кошки — разведчики, посланцы Богов, соглядатаи Богов, колдовские и таинственные зверьки, но, в то же время, — хранители очага и жилища, в котором они решали поселиться.

И, вот тогда-то, благодаря кошкам, возникла пословица «Бог все видит, все слышит, все знает.»

Дед Матвей многозначительно замолчал, ожидая отклика. Но мы молчали, а на заборе все ешё сидели три кошки и, не отрываясь, внимательно следили за людьми. Вот чужая кошка равнодушно отвернулась, зевнула, показав острые зубки, и вдруг исчезла.
— Только что была и уже её нет! Пошла докладывать! — восхитился Славка.
— Точно, — подтвердил дед и принялся потягивать свой душистый медовый чай.

☜♡☞Эзотерика☜♡☞ Путь к себе☜♡☞
Кошка — одно из самых магических животных на земле. Аура ее настолько велика, что охватывает не только конкретного человека, но и его семью, дом и территорию, которую кошка считает своей. Поэтому нужно понимать, что когда кошка трется о ваши ноги, то она не только ластится, пытаясь добиться своего, это значит ещё и то, что она делится с вами своей магической, астральной силой. Тот же, кто отталкивает в этот момент кошку, говоря ей «пошла вон, не до тебя», просто-напросто отказывается от той положительной энергии, которую она хотела ему даровать. Но в следующий раз кошка уже не даст такому человеку часть своей астральной силы, а может даже, наоборот, забрать ее.
Кошка не только защищает дом от нечистой силы, не давая ей проникнуть на священную для кошки территорию, но она также и избавляет дом от нее, если таковая в ней была раньше. В особенности это полезно тем, кто переселяется в дом, в котором уже кто-либо раньше жил.

Читайте также:  Картины с сказочными котами

Обнаружив в доме нечистую силу, кошка сначала некоторое время наблюдает за ней, пытаясь определить ее намерения. Убедившись, что эта астральная сущность угрожает ее территории, кошка предпринимает все попытки изгнать ее посредством вытеснения своим энергетическим полем. И если у нее это не получается, тогда она как бы «втягивает» нечистую силу в себя и уводит из дома. Отсюда в некоторых традициях и появились мотивы, когда на кошках ездит нечистая сила. Поэтому, если вы видите, что кошка постоянно находится в каком-то месте дома, в напряженной позе, явно за чем-то наблюдая, знайте, — там нечистая сила. Чтобы помочь своему животному избавиться от нечистой силы, прочтите над тем местом какую-либо молитву или совершите очистительный ритуал. Если же вы не знаете молитв и не владеете ни одной магической очистительной техникой, то в таком случае хотя бы окурите это место полынью. Полынь — очень мощное средство, изгоняющее нечистую силу.

Астральные способности кошки настолько сильны, что она запросто может прогнать из дома привидение или астральное тело покойника. По этой причине маги не рекомендуют во время проведения спиритического сеанса держать в комнате кошку. Она может вспугнуть астральные сущности. Хотя в некоторых случаях присутствие кошек при магических ритуалах, наоборот, весьма поощряется.

Присутствие кошки также защитит вас от любого сглаза и порчи, но для этого хорошо в минуту предполагаемой опасности порчи или сглаза, или при разговоре с человеком, которого вы подозреваете в нечистых помыслах, держать руки на кошке, при этом гладя левой рукой загривок кошки, а правой — ее хвост. В таком случае вы будете находиться в полном контакте с животным, и ваши энергетические поля сомкнутся в единый контур, что поможет удержать даже очень сильный магический удар со стороны колдуна или ведьмы.

Так как кошки являются проводниками космической энергии, то они могут привносить в дом и те энергии, которые будут способствовать благосостоянию и процветанию всей семьи. Кошка любит находиться в местах сильного притока энергии, т.е. в геопатогенных зонах, причем зачастую выбирает те места, где в большом количестве собирается отрицательная энергия. Поэтому знающие люди используют это животное и для того, чтобы очистить пространство дома от негативных вибраций. В таком случае кошка, образно говоря, работает как некий «пылесос», беря на себя отрицательную энергию и преобразовывая ее в положительную. Можно сказать, что, если деревья трансформируют вредный для нас углекислый газ в кислород, то кошки выполняют ту же работу для человека, но в энергетическом плане. Это обусловлено тем, что собственное биополе кошки имеет отрицательный заряд. Недаром на Руси существовал такой обряд: при переезде на новое место жительства первой в дом пускали кошку. Если дом был старый, то кошка забирала на себя всю отрицательную чужеродную энергетику, оставшуюся от прежних хозяев. Если же дом был новый, то он требовал «выкуп», то есть мощный энергетический заряд, который и могла дать кошка.

Источник

Почему котов Васьками зовут, и причём тут Велес

Вася – одна из самых популярных кличек для домашнего кота. Традиция называть домашних любимцев подобными кличками имеет давние традиции, и связана с религиозными верованиями славянских народов.

Скотий бог Велес

Змей Велес или Волос в славянской мифологии был антагонистом громовержца Перуна. Был ли он покровителем домашнего скота, или своего рода демоном – неясно. Существует два противоположных мнения, согласно которому, истинным покровителем домашнего скота был бог Волос, а не змей Велес. [1]

[1] Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI-XII вв.) / пер. с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проект, 2003. — 512 с.

Согласно преданиям, славяне вешали в хлевах медвежью лапу, как талисман и оберег для домашнего скота. Велес мог принимать любые обличия, но чаще всего – медведя или кошки.

После крещения Руси, имена славянских языческих божеств были запрещены к упоминанию, а идол Велеса, ранее располагавшийся «на Киевском подоле», уничтожен. Князем Владимиром было дано указание: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи» [2]

В религиозных писаниях языческих богов вытеснили христианские святые. Так заместо громовержца Перуна, считавшегося покровителем княжеской дружины, за такового почитался пророк Илья.

Святой Власий Севастийский

Славянские идолы в эпоху христианства, в основном, были ассимилированы. Однако образ Велеса не был полностью подвергнут забвению. Так в берестяной грамоте XI века в пантеоне святых упоминается языческое божество Волос (или Велес) [3]

Вместе с тем, образ покровителя домашнего скота занял святой Власий Севастийский. В житие Власий описывается, как целитель, отличавшейся богочестивой жизнью. Во время гонений, он прятался в горах в окрестностях города Аргоса.

Когда местный правитель Агрикола собрал отряды для поисков христиан и наущения диких зверей, ловчие заметили у одной из пещер настоящее скопление диких зверей. Власий силами молитв и божественной помощи исцелял животных как диких, так и домашний скот, благодаря чему стал почитаться в христанстве, как покровитель скота.

Читайте также:  Включите мне супер кот свинка пеппа

[2] Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси

[3] Зализняк А. А. Древненовгородский диалект

В образе Власия частично был ассимилирован Велес. Так, согласно одной из теорий, благодаря созвучному имени, претерпевшему со временем трансформацию, домашних котов стали называть кличкой Васька, проецируя на них образ покровителя домашнего скота Велеса, принимавшего обличия животных, в том числе и кошек. С этим, вероятно, и связана распространённость данной клички у восточных славян.

Источник



Почему Ваську-кота зовут Васькой?

На Руси самыми распространёнными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией. До введения христианства но Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например.
Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть знак древней европейской богини любви или дух великого Велеса.

Собака — друг, а кошка — кто?

За тысячелетия жизни рядом с человеком собака приобрела почётный титул друга. А вот кошку почему-то в этот ранг человек никак не хотел возвести, хотя польза от неё в хозяйстве была немалая. Причина тут одна — кошку не только любили, но и боялись, так как предполагали, что она связано с волшебным потусторонним миром. Мифологическая причастность кошки к тайным силам подземного мира была известна даже до того, как на мяукающих зверьков обрушился гнев средневековой церкви, обвинившей кошек в связи с ведьмами.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.

Особая мистика окружало строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новосёлов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечёт, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот. Кстати, связь кошки с пожаром, огнем существует и в мифологии германских народов. Там, чтобы погасить пожар, в огненную стихию надо было бросить трёхцветную кошку.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провёл. С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Даже тёмные грозовые тучи германцы зовут кошачьим именем (bullerkater). Вообще чёрной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чёртом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке скорей всего не было.

Источник